Как называется наушник для разговора по телефону

О том, что разговаривать по мобильному телефону, одновременно управляя автомобилем, не очень правильно, представители ГИБДД твердили нам уже несколько лет. Но штрафовать водителей за использование телефона в машине никто не спешил — не было соответствующей нормы в Кодексе РФ об административных правонарушениях, да и слишком много других нарушений ежедневно совершают водители, чтобы еще и на такую мелочь обращать внимание.
Но этим летом ситуация изменилась. 11 августа вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в КоАП». Согласно принятым поправкам, статья 12.36 теперь гласит: «Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере трехсот рублей».
ОПАСНОСТЬ РЯДОМ
Правда, руководство ГИБДД заявляет, что скоро практика вынесения предупреждений сойдет на нет, и штрафовать за нарушение будут безжалостно. Вот так заплатишь один раз 300 рублей, второй, третий, а на четвертый задумаешься — может, пора уже приобрести какое-нибудь устройство hands-free, хоть самое простое? Но на эту мысль нормального человека должна навести не только угроза расстаться с кровно заработанными деньгами, а еще и вполне понятные опасения за жизнь и безопасность — не только свои, но и других участников дорожного движения.
Исследователи выяснили, что обычно водитель реагирует на изменение ситуации на дороге за 0,8-1,0 секунды. За это время он успевает увидеть опасную ситуацию, осмыслить ее, принять решение о дальнейших своих действиях и начать маневр. Водитель, разговаривающий по телефону, те же действия осуществляет за 1,5 секунды. Казалось бы, какая ерунда — всего полсекунды. Но путем несложных математических подсчетов выясняется, что за это время машина, движущаяся на скорости 60 км/ч, успевает проехать 8 с лишним метров — а именно этих метров не хватало автомобилю для остановки в большинстве случаев наездов на пешеходов.
Еще одна интересная цифра: представители австрийского клуба дорожного движения VCO Studio подсчитали: водитель во время телефонного разговора реагирует на изменение ситуации на дороге гораздо хуже, чем водитель с 0,8 промилле алкоголя в крови, т. е. выпивший 150 граммов водки или 2-3 бокала пива. Кроме того, согласно данным Университета штата Юта (США), разговаривая по мобильному телефону во время движения, молодые водители «стареют»: их реакция становится такой же как у 60-летних водителей.
Самыми опасными действиями считаются набор и чтение SMS, а также «считывание» номера вызывающего абонента. Кроме того, опасным является и сам разговор — например, если собеседник задает требующие обдумывания вопросы, делится «шоковой» информацией — радостной или, наоборот, очень печальной. Водитель, увлеченный разговором, превышает скорость, не соблюдает дистанцию до впередистоящего автомобиля, «подрезает» других участников движения при перестроении из ряда в ряд.
Все это — веские причины для приобретения автомобильного устройства для разговоров без использования рук. Но даже приобретение устройства hands-free — не повод вести многочасовые телефонные разговоры во время движения, поскольку внимание водителя все равно рассеивается.
ГАРНИТУРА
Самый простой способ освободить свои руки за рулем — проводная гарнитура hands-free. Приобрести ее можно в любом салоне связи, стоимость колеблется от 100 рублей за неоригинальную гарнитуру до 1500 рублей за модель от производителя.
Главный минус проводных гарнитур — провода и наушники-капельки. Наушники (или наушник, если речь идет о моногарнитуре) во время движения могут выпасть из ушей, и водителю придется отвлечься на то, чтобы водрузить «капельки» на место. Провода же во время совершения маневра могут перепутаться друг с другом или даже зацепиться за руль, что в общем тоже не делает вождение безопасным. С другой стороны, у проводной гарнитуры есть и свои преимущества — например, простота в управлении: нажал кнопку — принял звонок, второй раз нажал ту же кнопку — прекратил разговор. Можно, конечно, купить более функциональную гарнитуру — с дисплеем, на котором отображается номер вызывающего абонента или текст SMS, — но не советуем: в автомобиле это будет дополнительным отвлекающим фактором.
Более удобной является гарнитура Bluetooth — она подключается к телефону без всяких проводов и крепится непосредственно к уху водителя дужкой, которая надежно фиксирует устройство и не дает ему выпасть из уха. Еще один плюс — универсальность протокола Bluetooth. Правда, иногда случается, что устройства разных фирм не «видят» друг друга, или же некоторые уникальные функции (например голосовое воспроизведение номера вызывающего абонента) поддерживаются только в «одноименной» связке, поэтому перед покупкой нужно попробовать «спарить» телефон и гарнитуру.
Выбор Bluetooth-гарнитур в настоящее время такой, что можно приобрести устройство на любой вкус и толщину кошелька. В принципе, функциональность практически одинакова — сюда входит возможность одновременной работы с несколькими телефонами сразу (2 или 3), поддержка функции автоматического подключения в том случае, если связь между гарнитурой и телефоном прервалась, возможность отключения звука, индикация состояния и т. п. Поэтому в основном производители гарнитур экспериментируют с дизайном и материалами, стараясь сделать устройство максимально невесомым и незаметным. Например, гарнитура BlueAnt Wireless Z9 (ориентировочная цена — 3000 рублей), оснащенная двумя микрофонами для обеспечения чистой передачи сигнала в зонах с высоким уровнем шума, весит всего лишь 10 г. Еще более крохотной является Plantronics Discovery 610 (около 2000 рублей) — 9 г. Удобно то, что в комплект поставки входят гелевые подушечки трех размеров, обеспечивающие возможность максимально комфортного ношения для людей с различными формами ушных раковин. Для владельцев iPhone выпущен iPhone Bluetooth Headset (в США продается по цене $129). При весьма средних рабочих показателях (5,5 часов в режиме разговора, 72 часа в режиме ожидания) гарнитура интересна тем, что весит всего 6,5 г.
В принципе, для автомобилиста Bluetooth-гарнитура — удобное решение. Единственный недостаток — относительно высокая цена и необходимость контроля уровня заряда батареи. Таких гарнитур, поставляемых в комплекте с адаптером для подзарядки от автомобильного прикуривателя, не продается.
Частный вид Bluetooth-гарнитур — наушники Bluetooth. Отличаются эти два вида размерами, способом крепления и способом передачи звука. Возможности беспроводных наушников обычно не сильно разнятся. Они оснащаются встроенным (SagemSH1, 2900 рублей) или выносным (Bluetake i-Phono BT420EX с трансивером, от 5500 рублей) микрофоном, поддерживают возможность одновременной работы с источником звука и телефоном (Nokia BH-501, от 2000 рублей), автоматического переключения с музыки на звонок, голосового набора.
По сравнению с наушными гарнитурами, Bluetooth-наушники могут «похвастаться» еще большим списком минусов — например худшим качеством передачи голоса, значительным количеством посторонних шумов во время разговора при открытом окне автомобиля. Водителям не рекомендуется данный вид устройства, поскольку во время длительного вождения на шейный отдел позвоночника и голову и так приходится очень сильная нагрузка, которую тяжелые наушники только увеличат. Кроме того, прослушивание музыки в наушниках за рулем — опасное занятие: вы можете не услышать звуковой сигнал, подаваемый другим участником движения.
КОМПЛЕКТ ГРОМКОЙ СВЯЗИ
Гарнитуры и наушники назвать строго автомобильными устройствами язык не поворачивается: в большей степени они рассчитаны на использование в повседневной жизни, нежели в автомобиле. Другое дело — комплекты громкой связи, предназначенные для инсталляции в автомобиль и использования строго в автомобиле.
Главный недостаток всех комплектов громкой связи — невозможность сделать разговор одновременно и безопасным, и неслышным для пассажиров вашего автомобиля: отключив громкую связь, вы вынуждены будете взять телефон. Ну и, конечно, установленное в салоне автомобиля устройство является отличной приманкой для взломщиков, так что его необходимо по возможности вынимать из машины каждый раз, когда вы ее покидаете.
С другой стороны, современные комплекты громкой связи выдают высокое качество звука благодаря обработке цифровым сигнальным процессором DSP. Процессор обеспечивает шумоподавление, эхоподавление, более «навороченные» модели могут имитировать движение автомобиля (например для того, чтобы была убедительная причина — «я занят, маневрирую в пробке» — отказаться от нежелательного разговора). Кроме того, некоторые системы осуществляют автоматическую настройку параметров микрофона и динамика под конкретный автомобиль, учитывая размер и заполненность салона, его акустические особенности.
Существует большое количество видов таких девайсов.
Первый — небольшие съемные беспроводные устройства вроде Nokia Plug-in Handsfree HF-6W (от 3200 рублей) или SpeakFone Universal Type (от 2800 рублей). Эти устройства довольно просты: большой динамик, микрофон, 2-3 кнопки (вызов, окончание разговора, регулирование громкости), поддержка функций голосового набора, повтора последнего набранного номера, светодиодная индикация изменения состояния. С таким устройством не нужно опасаться остаться без безопасной связи, поскольку нет риска разрядки аккумулятора — для начала работы оно подключается к прикуривателю. С другой стороны, для одновременного использования еще какого-нибудь устройства, питающегося от 12-вольтовой розетки (например, самостоятельно установленного парктроника или автомобильного пылесоса), придется приобретать разветвитель (от 140 рублей).
Второй вид — устройства, оснащенные внутренним аккумулятором, вследствие чего они могут располагаться в машине в разных местах. Естественно, устанавливать их под капот или в спинку заднего сиденья бессмысленно, а вот свобода выбора между солнцезащитным козырьком и торпедой всегда есть. Выглядят комплекты по-разному, поэтому можно подобрать подходящий под вашу машину и цвет интерьера. Скажем, минималистичный комплект Jabra SP-5050 (от 3200 рублей) или Sony Ericsson HCB-120 (от 3800 рублей) с небольшим дисплеем хорошо впишется в строгий дизайн, простенький однокнопочный Nokia CK-1W (от 2800 рублей) подойдет для небольшой машинки, Iqua miniUFO (от 1500 рублей) будет хорошо смотреться в тюнингованном автомобиле. Существуют и более оригинальные комплекты — например, Iqua Snake 2 (от 3200 рублей) похож на «кочергу» с кнопками, крепится устройство к подголовнику водительского кресла. Заявленное время работы — до 10 часов в режиме разговора и до 650 часов в режиме ожидания, т. е. фактически устройство можно заряжать один раз в месяц.
К третьему виду комплектов можно отнести устройства, для инсталляции которых в автомобиль требуется помощь специалиста. Это, например, Parrot CK3000 Evolution (от 4200 рублей), состоящий из крепящегося к торпеде миниатюрного пульта управления, выносного микрофона и блока процессора, который автомеханики размещают в скрытом месте. Этот комплект не оснащен собственными динамиками — для воспроизведения звука он использует штатную акустическую систему автомобиля. Преимущество Parrot Evolution в том, что он обеспечивает по-настоящему безопасную связь: для приема вызова и совершения звонка не надо прикасаться к устройству. При поступлении входящего звонка звук магнитолы автоматически приглушается, после чего устройство произносит: «Вам звонит Андрей Петрович». Затем раздается короткий звуковой сигнал, после которого нужно произнести заранее запрограммированное слово («Соединить», «Разговор» и т. п.). Если вы сами хотите позвонить абоненту из записной книжки телефона, достаточно назвать кодовое слово, а после звукового сигнала — имя абонента. Еще один такой комплект — Mirofone Premium PRO (от 6000 рублей), состоящий из системы парковки с четырьмя датчиками и зеркала заднего вида с поддержкой Bluetooth. На зеркале отображается информация об оставшемся расстоянии до препятствия и о номере вызывающего вас или вызываемого вами абонента.
Можно приобрести Nokia CK-15W (от 5000 рублей) — комплект, представленный финской компанией на 3GSM World Congress 2007. Это практически полноценная мини-АТС: телефонная книга копируется в память устройства, на 2,2-дюймовом дисплее отображается номер абонента, его имя, название сотового оператора, уровень сигнала, информация о принятых и пропущенных звонках. Интерфейс дисплея повторяет телефонный — те же значки, цветовые схемы, шрифт надписей. Для управления устройством используется небольшой выносной джойстик, установить который можно чуть ли не на руле.
РАЗГОВОРЫ — БОНУСОМ
Разобравшись с устройствами, для которых обеспечение возможности телефонных разговоров без использования рук является первоочередной задачей, самое время перейти к тем устройствам, где эта функция является дополнением.
Например, в автомобильном GPS-навигаторе. Естественно, покупать это устройство только для того, чтобы использовать его для телефонных разговоров, никто не будет. Но если уж вопрос о приобретении этого устройства вы для себя принципиально решили, есть смысл остановить свое внимание на модели с Bluetooth. Этот протокол поддерживает большинство автомобильных навигаторов Garmin (Nuvi 660 — от 17000 рублей, Nuvi 310 — от 10000 рублей), Mitac (Mio C510E — от 9000 рублей), Pioneer(AVIC-S2 — от 13000 рублей), Clarion (MAP770 — от 18500 рублей) и других производителей. Удобно то, что выбирать между режимами «навигация» и «гарнитура» не приходится: информация о входящем звонке отображается прямо «поверх» GPS-карты, для приема звонка достаточно прикоснуться к экрану, а по окончании разговора телефонное меню автоматически скроется.
Многие головные автомобильные устройства, появляющиеся сейчас на рынке, тоже можно использовать как своеобразные гарнитуры hands-free — главное, чтобы магнитола или мультимедийный центр поддерживали технологию Bluetooth. Конечно, стоимость таких «голов» на порядок выше, но овчинка выделки стоит — зачем покупать несколько устройств, когда можно обойтись одним? Автомобильные «головы» с поддержкой Bluetooth предлагает Prology, например СD/MP3/WMA-ресиверы MCD-600 (от 3500 рублей) и MCE-550R (от 4500 рублей). MCD-600 при поступлении входящего звонка автоматически переключается на режим ведения разговора, запомнив при этом трек диска или радиостанцию; голос собеседника транслируется штатной акустикой. MCE-550R для дополнительного удобства водителей оснащена отдельной клавиатурой для набора телефонных номеров, также ресивер имеет память на 10 входящих и 10 исходящих номеров и 10 ячеек памяти для быстрого набора. Магнитолы с тем же функционалом есть в линейках Sony (MEX-BT5000 — от 8000 рублей), Panasonic (CQ-C8405N — от 7500 рублей), Clarion (FB278RBT — от 5000 рублей) и других производителей автомобильной электроники.
Все мультимедийные устройства отличают те же недостатки, что и у двух предыдущих видов устройств — высокая цена и невольное «подслушивание» разговора пассажирами автомобиля.