Наушники для домашней студии звукозаписи

После того как у нас в домашней студии появились компьютер и аудио-интерфейс, самое время подключить уже к ним что-то, чтобы мы могли слушать музыку, записанную нами… ну и не только нами. В этой статье мы разберём основные вопросы, возникающие при выборе наушников и акустики для мониторинга звука для домашней студии, и правильно её там расставим.

Эта публикация является частью курса: Как оборудовать домашнюю музыкальную студию.

Содержание курса:

  • Компьютер
  • Аудио-интерфейс (звуковая карта)
  • Мониторы (колонки) и наушники (вы читаете сейчас)
  • Программное обеспечение (пока не опубликовано)
  • Миди-контроллер (пока не опубликовано)
  • Микрофоны (пока не опубликовано)
  • Бюджет (пока не опубликовано)

Почему нужны мониторные громкоговорители и наушники

Первое, что может прийти в голову, — подключить к аудио-интерфейсу вашу крутую Hi-Fi систему, но не стоит этого делать. Ваша акустика может звучать бесконечно круто, так же как встроенные в ноутбук динамики могут звучать бесконечно отстойно. Но нам нужно «референсное» звучание, то есть звук должен быть воспроизведён максимально точно, без окраски и искажения (амплитудно-частотная характеристика должна быть максимально ровной, если говорить в технических терминах).

Студийные мониторные громкоговорители

Кстати, про наушники. Зачем нам нужны мониторы для студии, кажется, стало понятно, но зачем нужны ещё наушники? Для этого есть две причины. Первая заключается в том, что если вы записываете вокал или инструмент (гитару, например), то в наушниках можно слушать фонограмму записываемого трека, не давая это услышать микрофону. Таким образом запись будет чистой и без фоновых шумов.

Вторая причина — если вы любите работать ночью, а на меня, например, самое вдохновение находит ближе к полуночи, наушники помогут сохранить хорошие отношения с соседями.

Главное, не забыть проверить звучание утром на мониторах, потому что наушники дают искаженное представление о стерео-панораме в миксе.

На что обратить внимание при выборе

Студийный профессиональный монитор

Одна из ключевых характеристик студийных мониторов — смогут ли они воспроизводить действительно низкие частоты. Если нет, то вы будете пребывать в неведении о уровне саб-баса в вашем миксе (нужно ли его прибавить или его уже слишком много и микс скомкан и замусорен), а это очень важно для электронной музыки с мощным басом (hardcore, electro house, dubstep). Конечно, есть вариант дополнить мониторы сабвуфером, но это совсем не одно и то же, что и хорошие мониторы, — я пробовал пользоваться M-Audio SBX10, но сейчас он стоит пылится, потому что вместо ясности вносил больше неразберихи в звучание микса (может быть, конечно, мне не повезло с моделью или я его неправильно расположил в комнате).

Обычно у мониторов входные разъёмы — XLR, распространённые в профессиональном оборудовании, а у аудио-интерфейса — TRS. Таким образом, оптимальный соединительный кабель — это TRS -> XLR, чтобы не было лишних переходников. Хотя иногда у мониторов используются TRS или распространённые в Hi-Fi мире RCA, поэтому стоит проверить, какие разъёмы есть у вашего аудио-интерфейса, а какие у мониторов, чтобы заранее представлять какие провода и, возможно, переходники вам понадобятся и лишний раз не ездить в магазин, когда обнаружится, что нечем подключить мониторы к звуковой карте.

Кстати, многие некоторые производители мониторов (Adam, KRK) продают их по одному, то есть в комплекте идёт только один громкоговоритель, и, что очевидно, покупать их надо два сразу. Но, например, M-Audio и Genelec продают комплект из двух мониторов. В сравнительной таблице ниже я перед ценой на мониторы, идущие по одному в комплекте, указал, что цену стоит умножать на два: «2x».

Мониторные наушники

Что ещё немаловажно в наушниках — это удобство, потому что, скорее всего, проводить в них вы будете многие часы, так что большие, не давящие на уши, чашечки с мягкой обивкой и удобное оголовье будут совсем не лишними.

Варианты мониторов

Сам я использую мониторы Adam A7x. Мне они почти по всем параметрам очень нравятся, но иногда не хватает очень низких частот (саб-бас). Я свёл в таблицу модели мониторов, на которые, по моему мнению, стоит обратить внимание при покупке студийной акустики для мониторинга звука.

Варианты наушников

Также я собрал наиболее интересные модели наушников из разных ценовых категорий, которые должны быть пригодны для студийного использования.

Сам я пробовал Sennheiser HD 650, но мне они показались слишком сухими даже для мониторинга, и особенно в них страдают басы, которые важны для электронной музыки. Ещё я пробовал Monster Beats Studio, они всем хороши, но у них, наоборот, слишком много низких частот, как у всех наушников с активной системой шумоподавления, которые я слышал.

Как правильно расставить мониторы

Рассмотрев важные аспекты для выбора инструментов мониторинга звука в студии, в заключение стоит поговорить о том, как правильно расставлять акустику, что совсем немаловажно. При неправильно расставленных громкоговорителях, какие бы они дорогие и качественные ни были, вы просто не сможете услышать весь их потенциал звучания.

Высокочастотный динамик на высоте ушей

Это наравне с правилом стерео-треугольника — важнейшее условие для того, чтобы ваша система аудио-мониторинга раскрыла все свои возможности. Обратите внимание на то, чтобы твитер (высокочастотный излучатель) находился на одном уровне по высоте с вашими ушами, когда вы сидите за рабочим местом.

После переезда я поначалу установил мониторы слишком низко, и после того, как приподнял их до необходимого уровня (твитеры на одной линии с ушами), я удивился, насколько звучание стало заметно более чистым.

Расположение мониторов на одной высоте с ушами

Суть тут в том, что чем выше частота звука, тем он более прямолинейно распространяется. Поэтому высокочастотные излучатели должны «смотреть» вам в уши, если так можно выразиться. И наоборот, очень низкие частоты сложно локализуются (сложно на слух определить, где источник звука), и для них можно использовать один излучатель — сабвуфер, при этом стереопанорама практически не страдает.

Если нет возможности установить мониторы так, чтобы твитеры были на одном уровне с ушами, можно наклонить мониторы, чтобы твитер был на одной линии с ушами.

Стерео-треугольник

Расположение мониторов в стерео треугольнике

Симметрично относительно центра комнаты

Последнее правило не является таким обязательным, как первые два, да и более того, не всегда в доме можно найти столько места, но в идеале, вы вместе с мониторами должны находиться посередине между боковыми стенами комнаты. То есть слева и справа от вашего рабочего места должно быть одинаковое расстояние до стен.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть