Внутриканальные наушники с встроенным цап

Перед вами, можно сказать, авторское изделие. Разработчик уверяет, что такие наушники открывают перед аудиофилами не только новые горизонты точности воспроизведения, но несут и важную культурную миссию, значительно расширяя и круг его музыкальных интересов. Двумя руками поддерживаем эту точку зрения — «образовательная функция» всегда была свойственна настоящему High End Audio.

… И НИЧЕГО КРОМЕ ПРАВДЫ
Даже повидавшему всякого на своем веку «хай-эндщику» трудно разглядеть в наушниках SPearphone SB-7 тот самый «проводник» в музыкальный мир. Они больше похожи на свитый канат с подозрительно длинными несимметричными излучателями, на конце которых находятся силиконовые звукоизолирующие «шляпки». Цену этого штучного изделия пока озвучивать не будем, чтобы у не вызывать преждевременной реакции. Давайте исходить из того, что мы имеем дело с концептуальной вещью, которую создавали без оглядки на затраты и трудоемкость разработки ради достижения уникальных результатов и проверки новых идей.
Не помешает короткая предыстория о том, как возник этот портативный state-of-the-art. Как-то давным-давно Михаил Кучеренко — человек, который одним из первых в России начал продвигать High End Audio и обладающий в этом бизнесе внушительным опытом, — приобрел себе в ту пору еще мало распространенные внутриканальные наушники Etymotic Research. Когда первый восторг от прослушивания прошел, Михаил разобрал их, вынул драйверы и начал экспериментировать с альтернативными способами посадки излучателей в слуховые проходы. И вот так, фактически ставя опыты на себе, Михаил нашел возможности для улучшения качества звучания, которые и попытался реализовать в собственной конструкции.

В принципе, всё, к чему он пришел, давно известно специалистам по слуховым аппаратам. Но там задачи, понятно, совсем другие: медики изучают причины ослабления слуха, а техники находят индивидуальные способы возвращения людей в мир звуков. К слову, эта отрасль настолько продвинулись, что уже созданы и специализированные аппараты, которые позволяют человеку даже с сильно ослабленным слухом приобщиться к музыке.
Литеры «SB» означают «second bend» — так на языке анатомии называется второй поворот слухового прохода перед барабанной перепонкой.
Разница в том, что разработчик SPearphone SB-7 прошел тот же путь именно как человек с тонким слухом, испробовал в ходе аудиофильских экспериментов сотни комбинаций драйверов, кабелей и прочих составляющих, на что ушло более десяти лет. Неудивительно, что и детище его выглядят чрезвычайно своеобразно — не как привычные «затычки», не как слуховые аппараты, и даже не как ставшие популярными у музыкантов «кастомы».

Главная идея наушников Михаила Кучеренко зашифрована в их названии. Литеры «SB» означают «second bend» — так на языке анатомии называется второй поворот слухового прохода перед барабанной перепонкой. За ней и находится полость с рецепторами, чувствительными к звуковым колебаниям. Михаил экспериментально пришел к выводу, что излучатель следует помещать как можно ближе к «второму повороту» и фактически в зоне прямой видимости (или если угодно «прямой слышимости») барабанных перепонок.
Но вот с этим как раз проблема. Настолько глубоко продвинуть внутрь уха многополосную связку излучателей, даже если использовать самые миниатюрные и современные драйверы типа Balanced Armature, невозможно физически. Жертвовать числом полос? Тоже не вариант, ведь практически все «арматуры» узкополосны и вдобавок не линейны — ровную АЧХ можно получить только от согласованной комбинации. А корпусное или «кастомное» исполнение, когда все излучатели группируются в одной камере, но в разных плоскостях и фактически вне уха (звуковые колебания попадают в слуховой канал через длинный искривленный волновод, просверленный в материале слепка), был сразу отметён сразу как противоречащий главному принципу.

Зато родилась уникальная идея соосной бескорпусной конструкции. Все «арматуры» расположены так, что их оси излучения параллельны общему направлению распространения звука в слуховом канале. Этому также способствует наклон силиконового наконечника, учитывающий типичную форму канала: внутрь головы и в самом конце немного вверх. Не слишком-то «анатомические» на вид кирпичики, грани которых проступают под облегающей полимерной оболочкой, — и есть те самые BA-ресиверы американской фирмы Knowles, сочетание которых Михаил долго отбирал для SPearphone SB-7 по собственным экспертным критериям.
Все семь «арматур», используемых в SB-7, работают в полной полосе с единственным кроссовером, штатно встроенным фирмой Knowles.
Все семь «арматур», используемых в SB-7, работают в полной полосе с единственным кроссовером, штатно встроенным фирмой Knowles. Добавлены лишь «установочные» резисторы Vishay, общие для каждой из двух групп излучателей. Группы включаются дифференциально по балансным линиям.

В «басовой» группе два отдельных динамика установлены рядом с подводящим проводом, и каждый работает на собственный звуковод. В «СЧ-ВЧ секции», расположенной ближе к силиконовому наконечнику, их пять. Один — на самом конце наушника, без звуковода, отыгрывает весь диапазон, вплоть до глубокого баса. А те четыре, что в средней части, имеют по одному звуководу на пару.
Как видим, разделение на басовую и СЧ-ВЧ секции несколько условно и обусловлено лишь свойствами самих «арматур», их физического расположения, находящихся в их цепи сопротивлений, а также типами их акустической нагрузки. Сам Михаил предпочитает термины «вспомогательная» и «ключевая» секции, соответственно.

Тем не менее, наушники могут действительно стать двухполосными — в активном режиме при подключении к аудио-процессору Stereopravda DACCA через два разъёма mini XLR.
Вроде что-то вычли из звука, а получили прибавку в разрешении: акустические инструменты воспроизводятся с еще более колоритным реализмом.
Предвижу вопросы, и первым наверняка будет такой: а как это вообще помещается в слуховом канале? Отвечу прямо: помещается, но не у всех. Слушатели с узкими слуховыми проходами, в основном, молодые, лишены возможности оценить достоинства SPearphone SB-7. В чем, кстати, есть неожиданные преимущества. Мои любопытные отпрыски даже не пытались стащить со стола эту экзотику, чтобы послушать самим и дать послушать друзьям.

Доставляют дискомфорт? И да, и нет. Сначала ощущения довольно болезненны и даже высидеть на месте с глубоко утопленными наушниками больше получаса трудно. Но начиная с четвертого-пятого сеанса «погружения» физические неудобства уже значительно слабее — ткани и стенки слухового прохода смиряются с инородным телом (с этим сталкивался всякий обладатель внутриканальных наушников). А затем наступает и ментальный комфорт, когда перестаешь вообще замечать, что в ушах что-то есть.
Насколько прочно они держатся? Если правильно завести кабель за ухо и воспользоваться клипсой для крепления к одежде, то фиксация вполне надёжна. Конечно, она не такая намертво глухая, как с индивидуальными «кастомами», но лучше многих компактных «затычек». А после адаптации ушей к форме и глубине посадки фиксация улучшается настолько, что наушники будут прочно сидеть и полноценно изолировать вас от внешнего мира даже во время ходьбы.

Обязательный вопрос о кабеле — зачем он такой толстый? Дело в том, что резистивный делитель на полосы находится не в наушниках, а в корпусе входного штекера, поэтому стандартных двух пар проводников уже недостаточно. Для раздельного подведения сигнала к каждой «арматуре» и был специально создан подходящий по характеру звучания и механическим характеристикам вариант кабеля на основе дорогого 32-жильного аудиофильского интерконнекта Stereolab для виниловых проигрывателей. Доводил его до ума, кстати, лично Крис Соммовиго, известный специалист, глава компаний Stereovox и Stereolab, и вышло это лишь с десятой попытки. Так что провод (понятно, несменяемый) настолько же эксклюзивен, как и сами наушники.
Дерево, канифоль, струна, щипок — всё это настоящее, и всё это нельзя потрогать лишь потому, что нельзя влезть в собственную голову.
А теперь о том, что происходит после нажатия кнопки Play. Опущу фазу, когда пытаешься эти наушники приспособить под свою анатомию. Когда это уже позади, звучание просто отключает тебя от окружающей действительности и переносит в параллельный музыкальный мир, где слышно буквально всё — от каких-то микроскопических тональных штрихов до метания волн звука по всему пространству!

Анализировать качество воспроизведения поначалу бесполезно. Динамика, музыкальный баланс, разборчивость тембров, пространственная картинка и прочие чисто формальные нюансы воспринимаются как идеальные. Ни малейших раздражителей, мешающих прослушиванию в своё удовольствие. И, по большому счету, не имеет значения ни жанр, ни место, ни возраст прослушиваемой записи — во вновь открытом звуковом измерении естественным кажется всё.
Однако критические замечания есть. Это — класс тракта. Если подключить SPearphone SB-7 напрямую к смартфону, то деградация воспроизведения под влиянием аппаратных «примесей» просто кошмарна. Всевозможные помехи и шумы, подкраска и прочие технические дефекты тракта наушники выявляют с такой очевидностью, что их можно использовать как инструмент для самой придирчивой отбраковки аудиоаппаратуры. Какой-нибудь пафосный (а на самом деле копеечный) универсальный кодек для HD Audio на телефонном выходе мобильного устройства, не вызывавший раньше особой критики, тут же проявляется, поверьте, во всем своём уродстве. После нескольких проб начинаешь вслепую буквально «с лёту» отличать на слух, например, WCD9320 от Cirrus Logic 4208 — первый своим звуковым «почерком» порождает стойкую ассоциацию с сухой растрескавшейся землей, а второй — с жирным слоями клоунского макияжа. Да, у вас могут возникнуть совершенно другие образы, но они так врезаются в память, что породившие их звуковые «сигнатуры» уже не перепутаешь никогда… Хотя формально и музыку слушать можно — наушникам хватает и чувствительности, и динамики, и широты диапазона.

Переключение на нормальный плеер — в моем случае это уже далеко не новый HiFiMan HM-801 с опционным модулем усиления — это такое облегчение для слуха! Кривизна исчезает. Появляется и приличная динамика, и абсолютно проработанное разрешение, и свобода… Лишь спустя много часов начинаешь подозревать систему в мелких огрехах. Не совсем проработана самая низкая часть баса. Кажется слегка «перегретой» середина. Настораживает и воспроизведение высокочастотных составляющих — вроде линейное и чистое, но с какой-то привнесенной перчинкой.
Решил разобраться, какие из этих проблем на совести SPearphone SB-7. Есть довольно хитрый способ, когда при помощи генератора белого шума и регулируемых полосовых фильтров в выходном спектре системы последовательно отыскиваются все локальные резонансы — именно слышимые, к которым реально восприимчивы наши уши, а не измерительные приборы. Обычно это исследование отнимает не более часа, но с SPearphone SB-7 я ловил «сверчков» часа три, поскольку они так слабо выражены, что не заметны даже натренированному слуху.
По полученным данным затем формируются точные установки параметрического эквалайзера для «обесцвечивания» звучания — их и привожу здесь на скриншоте.

Конечно, коррекционная «гребенка» с виду несколько страшновата. Но, поверьте, выравнивающая АЧХ для каких-нибудь других, в том числе и весьма дорогих, арматурных наушников выглядит куда экстремальнее — она сплошь прошита узкими локальными вырезами глубиной до −8-12 дБ (для ослабления явных резонансов), а заодно искривлена и волнами компенсации (чтобы сгладить широкие провалы). А SPearphone SB-7, как видите, почти образец линейности. Резонансы есть, но они незначительны и размыты по всему верхнему спектру.
Такой результат вряд ли бы получился при разработке продукта с применением измерительной техники и компьютерного моделирования. Удивительно, Михаил получил выверенный результат вообще без всего этого, полагаясь лишь на субъективные оценки и тщательные прослушивания. А главное, что это комплексный перформанс, включающий в себя и характеристики кабеля, и вклад резисторов, и даже звуковые свойства штекера. Вот почему на то, что сделал Михаил Кучеренко, я теперь смотрю как на бесценную эталонную работу мастера — даже при всех видимых косяках ручной сборки.
Теперь о пробах с другими телефонными усилителями. Найденная коррекция в тракте с плеером HiFiMan придает звучанию толику пластики и благородства, деликатно подчищая верхний и средний диапазоны от тех «звенящих» тонов, что маскируют важную информацию. Странно, да? Вроде что-то вычли из звука, а получили прибавку в разрешении: акустические инструменты воспроизводятся с еще более колоритным реализмом.
Но с гибридным усилителем Schiit Vali 2, сигнал на который приходит от ЦАПа Schiit Modi Multibit этот маневр не получается. Такая комбинация сама по себе звучит ощутимо строже, плотнее в середине, а в кристальной прозрачности ВЧ есть уже что-то неестественное. Под этот тракт надо просто подбирать свою коррекцию, которая учтет особенности лампового каскада усиления. И, похоже, хлопоты стоят того, потому что даже без коррекции пара миниатюрных компонентов в дотошности к детялям, в артикуляции и динамических контрастах явно обыгрывает портативный HiFiMan.
Далее подключаю наушники к комбо Burson Conductor Virtuoso V2. Если сигнал с ноутбука отправлять по USB на встроенный в него ЦАП, получаем весьма достойный результат: четкий микродинамический рисунок, более размашистый и структурный бас, приятную и певучую середину. Красив и верх, но назвать его натуральным не могу. Коррекция только вредит. С ней почему-то ослабляется и микродинамика — система становится ниже классом.
Но все меняется, когда на тот же Burson сигнал заводится по аналогу с упомянутого выше Schiit Modi Multibit. Разрешение в среднем регистре становится каким-то просто фантастическим! Дерево, канифоль, струна, щипок — всё это настоящее, и всё это нельзя потрогать лишь потому, что нельзя влезть в собственную голову. Заметен некоторый недостаток самых низких обертонов, зато высокий регистр безупречен по деталировке и динамике. Причем коррекция дает желаемое — еще сильнее обостряет восприятие акустической природы инструментов.
Напоследок за тем же ЦАПом в тракт помещается ламповый тяжеловес AudioValve Eartube. С ним к воспроизведению вообще трудно придраться. Звук выверен и гармоничен. Нет ощущения, что сигнал вообще чем-то усиливается и преобразуется — музыка сама вливается в уши. Саунд раскрепощен, почти свободен от подкраски (если она и есть, то имеет какое-то естественное происхождение) и всюду наполнен информацией, в том числе на краях диапазона или на мощных динамичных выбросах, что заметно усиливает доверие к ней. О том, что слушаешь не живую музыку, а просто цифровой «хай-рез», вспоминаешь лишь в паузах, когда сквозь едва заметные шумы различаешь то, что не стесняясь вытаскивают на свет наушники — как и чем «дышит» ламповый тракт большого дорогого усилителя.
КОМПОНЕНТЫ
- Источники
- цифровой плеер/ЦАП HiFiMan HM-801
- смартфон Nokia Lumia 930
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- ЦАП Schiit Modi Multibit
- Телефонный усилитель Schiit Vali 2
- Burson Conductor Virtuoso V2
- AudioValve Eartube
- Кабели
- межблочный RealCable CA1801 (модифицированный)
- цифровой USB/mini USB InAkustik Reference High Speed USB 2.0
Stereopravda SPearphone SB-7
Производитель: ООО «СтереоПравда»
www.stereopravda.com
Тип излучателей: арматурные (с уравновешенным якорем) Knowles, условно двухполосные || Сопротивление: 17 Ом || Чувствительность: н/д || Воспроизводимый диапазон: 5 — 52000 Гц || Звукоизоляция: н/д || Кабель: 32-проводной в текстильной оболочке, 1 м, штекер 3,5 мм || Масса: 23 г || Цена: 150 000 руб.